На первый взгляд подобная формулировка может показаться абсурдной, но страстное внедрение онлайн-касс породило правовую коллизию, в которой запутались даже государственные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 и статьёй 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ (далее – Закон о ККТ) все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляя расчёты, к коим с 01.07.2019 года отнесены любые операции, в результате которых происходит погашение обязательства по оплате товаров (работ, услуг), обязаны применять ККТ. Исключения из этого случая могут предусматриваться Законом о ККТ. И пунктом 9 статьи 2 Закона о ККТ такое исключение действительно предусмотрено: организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении безналичных расчётов между собой вправе ККТ не применять.
Казалось бы, всё достаточно просто – осталось разграничить «наличные расчёты» и «безналичные расчёты»…
Минфин России в Письме от 02.08.2019 года №03-01-15/58437 делает вывод о том, что при проведении взаимозачёта между хозяйствующими субъектами применение ККТ не требуется, так как данная операция не связана с передачей наличных денежных средств, следовательно – это одна из разновидностей безналичных расчётов. Управление ФНС России по Москве не поддержало такую простоту рассуждений, изложив в Письме от 01.08.2019 года №17-15/138092 иную точку зрения, основанную на толковании определений Закона о ККТ, сделав вывод о необходимости применения ККТ при проведении зачёта взаимных требований.
Позиция Минфина России, изложенная в указанном выше Письме, представляется ограниченной и вульгарной, поскольку таковая не основана на анализе правовых дефиниций.
В соответствии со статьёй 140 ГК РФ на территории Российской Федерации выделяются наличные и безналичные расчёты. В соответствии со статьями 861 и 862 ГК РФ безналичные расчёты осуществляются путём перевода денежных средств кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов. При этом безналичные расчёты могут осуществляться в форме расчётов платёжными поручениями, расчётов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями.
Полагаю, что для мировой банковской практики стало открытием мнение Минфина России о том, что взаимозачёт является одной из форм безналичных расчётов, до сих пор не освоенных кредитными организациями…
Ведущий эксперт КАДИС
Алексей Куликов