
В правоприменительной практике очень часто возникают вопросы относительно надлежащей квалификации доходов, получаемых физическими лицами. Такая ситуация обусловлена различиями в правилах исчисления налогов в зависимости от статуса таких физических лиц – физическое лицо или это же физическое лицо, но уже зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
А дальше начинается самое интересное. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ГК РФ предусмотрено, что лицо, занимающее предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации, для целей гражданских правоотношений рассматривается всё равно как индивидуальный предприниматель. Аналогичная норма имеется и в законодательстве о налоговых и сборах: пункт 2 статьи 11 НК РФ также указывает на то, что отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует признанию физического лица таковым, если его деятельность обладает соответствующими признаками.
Вследствие этого можно сделать вывод, что формальный критерий для признания физического лица индивидуальным предпринимателем фактически не обязателен, по причине чего в качестве определяющих критериев должны рассматриваться некие иные обстоятельства.
Свобода усмотрения при таких правовых конструкциях уже привела к многочисленным спорам, связанным с начислением налогов. В частности, начисление НДС в отношении операций по сдаче в аренду имущества физическими лицами, при квалификации доходов от отчуждения имущества, имеющего предпринимательское целевое назначение и т.д.
И вот Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 06.03.2018 года №308-КГ17-14457 сделал следующие выводы, которые направлены на ограничение произвольного со стороны налоговых органов толкования фактических обстоятельств в подобных спорах:
- бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое вступление гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательства и дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, лежит на налоговом органе;
- направленность действий гражданина на систематическое получение прибыли, как признак деятельности предпринимателя, состоит в активных действиях – вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и тому подобное), нацеленности произведённых затрат на получение положительного финансового результата; налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов, потому что иное означало бы нарушение принципа правовой определённости и вело бы к произволу налоговых органов.
- налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов, потому что иное означало бы нарушение принципа правовой определённости и вело бы к произволу налоговых органов.
Алексей Куликов, ведущий эксперт КАДИС