Можно ли взыскивать проценты на случай неисполнения судебного акта по ст. 395 ГК РФ на период предоставления отсрочки исполнения данного решения? На этот, казалось бы, простой вопрос, в судебной практике существуют две диаметрально противоположные точки зрения.
Итак, согласно ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В силу ч. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава — исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
До 23.03.2016 действовал п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта», согласно которому, если суд предоставил отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ), проценты или денежные средства, присужденные судом на случай неисполнения судебного акта (пункты 2 и 3 настоящего постановления), как санкция за неисполнение в период отсрочки или рассрочки не начисляются начиная со дня обращения ответчика с соответствующим заявлением.
В п. 34 действующего в настоящее время Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в случае удовлетворения требования об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд определяет период, в течение которого судебная неустойка не подлежит начислению. Указанный период исчисляется с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, и устанавливается на срок, необходимый для исполнения судебного акта.
Однако п. 28 Постановления № 7 указывает — на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее — судебная неустойка). Т.е. судебная неустойка подлежит начислению относительно обязательств, подлежащих исполнению в натуре (п. 30 Постановления № 7).
Относительно денежных обязательств Постановление № 7 оговорки не содержит. Предметное указание есть в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, однако оно применимо к определенным субъектам — «предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта о взыскании с публично-правового образования задолженности по гражданско-правовому обязательству не влечет прекращения права кредитора на уплату в его пользу процентов в связи с просрочкой платежа».
Таким образом, конкретный ответ на вопрос, можно ли начислять проценты на время отсрочки исполнения судебного акта о взыскании задолженности из данных постановлений, не следует.
Обратимся к судебным актам
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 № Ф06-7807/2016 по делу № А12-37524/2015 указано, что в порядке статьи 324 АПК РФ, если суд предоставил отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта, проценты или денежные средства, присужденные судом на случай неисполнения судебного акта, как санкция за неисполнение в период отсрочки или рассрочки не начисляются, начиная со дня обращения ответчика с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 26.08.2016 № Ф09-7801/14 по делу № А07-4071/2014 указал — с учетом того, что решение суда полностью исполнено в период предоставленной отсрочки, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 № 13АП-26404/2016 по делу № А56-23082/2016.
Казалось бы, всё однозначно. Вместе с тем, в Постановлении от 21.11.2016 № Ф07-8889/2016 Арбитражный суд Северо-Западного округа указывает, что факт приостановления исполнения судебного акта или его рассрочки (отсрочки) сам по себе не влияет на обязанность должника по уплате суммы денежных обязательств, так как не исключает наличие денежного обязательства, с неисполнением которого связана необходимость компенсировать потери кредитора. При ином толковании, период приостановления, рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта, расценивался бы как правомерное удержание должником денежных средств, присужденных кредитору и исключению возможности компенсировать финансовые потери кредитора в указанный период, связанные с таким удержанием.
Схожая позиция в следующих делах:
- Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу № А43-2913/2016
— предоставление ответчику отсрочки исполнения решения суда от 16.09.2015 не исключает взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за спорный период. Действующими нормами гражданского права не предусмотрено приостановление начисления процентов за пользование в случае приостановления или отсрочки исполнения решения.
- Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 по делу № А33-4361/2016
— учитывая компенсационный характер процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и то, что предоставление рассрочки исполнения судебного акта не является изменением сроков исполнения обязательства, начисление процентов в период отсрочки исполнения судебного акта является правомерным.
- Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 № 17АП-2851/2016-ГК по делу № А60-51427/2015
— доводу ответчика о том, что определением суда ему предоставлена отсрочка исполнения решения, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Учитывая, что в течение периода такой отсрочки ответчик продолжал пользоваться денежными средствами истца, указание покупателя на то, что проценты не подлежали начислению, основано на неверном понимании норм материального и процессуального права (ст. 395 ГК РФ, ст. 324 АПК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что ряд судов распространяет действие п. 34 Постановления № 7 не только на обязательства, которые подлежат исполнению в натуре, но и на денежные. Тогда как иные суды считают, что ст. 324 АПК РФ предусматривает возможность изменить процессуальный срок исполнения судебного акта и не влияет на материально-правовые сроки исполнения обязательств, определенные ГК РФ.
Ионченков Герман, эксперт Линии Консультаций ООО «Кадис»