Правоприменительная практика, особенно в последние годы, указывает на падение уровня профессиональной ответственности применительно к ненормативным актам, принимаемым, в частности, налоговыми органами.
Среди частых нарушений требований НК РФ можно назвать случаи нарушения сроков проведения камеральных проверок, немотивированное истребование документов, проведение «иных» мероприятий налогового контроля, не предусмотренных НК РФ.
Однако уже давно вошло в привычку, что налоговый орган после вынесения того или иного решения по результатам налогового контроля не считает себя связанным доводами и выводами сделанными в таком решении. При этом, ситуации иногда приобретают комичный характер: в рамках одной налоговой проверки налоговый орган доказывает одни обстоятельства, в рамках последующих — иные, прямо противоречащие первым.
И вот, наконец-то, подобному произволу дал оценку Верховный Суд Российской Федерации. В Определении от 21.02.2017 года № 305-КГ16-14941 он указал, что «...ненормативный акт, будучи принятым в установленной законом процедуре компетентным должностным лицом, после своего вступления в силу порождает правовые последствия и является обязательным не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов. Следовательно, произвольный отказ налоговых органов от исполнения принятого ими решения ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределённости в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти...».
Алексей Куликов, ведущий эксперт КАДИС