Минфин России в письме от 07.06.2017 № 03-03-06/1/35488 напоминает об основаниях признания задолженности безнадежной для целей налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Исходя из вышеизложенного позиция Минфина жесткая — других оснований для признания долга безнадежным статья 266 НК РФ не предусматривает.
Следовательно, в случае если страна иностранного контрагента ввела ограничения по выполнению обязательств в отношении российских организаций, то долг иностранного контрагента перед российской организацией не является безнадежным долгом в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ и не может быть учтен в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так что, если иностранный контрагент не платит, ссылаясь на ограничения, российской организации остается терпеть и надеяться, что санкции всё-таки отменят. По мнению Минфина, всё не так уж безнадежно...
Алексей Павлов, ведущий эксперт компании «КАДИС»