
О порядке отражения в налоговом учёте бонусов и премий написано уже предостаточно. Вроде бы, эту проблему пытались урегулировать народные избранники (это вылилось в своё время в принятие поправок в статью 154 НК РФ). Но свары по данному вопросу возникают постоянно, возникают до сих пор, вследствие чего для правоприменителя становится очевидным, что до окончательного разрешения данной проблемы нам ещё далеко…
Надежды на зарождение некоторой стабильности в судебной практике возникли благодаря тому, что Верховный Суд Российской Федерации 17.01.2018 года должен был рассмотреть в кассационном порядке дело, в рамках которого налоговый орган восстановил «входящий» НДС покупателю товаров, поскольку последним были получены бонусы за выполнение условий закупок.
И вот в Определении от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 Верховный Суд Российской Федерации, соглашаясь с доводами налогового органа, указал следующее: «…если законом не установлено иное, налогом облагается встречное предоставление за реализованные товары в том размере, в каком оно должно быть получено налогоплательщиком по условиям договора. В заключённых обществом договорах предоставление премий поставлено в зависимость от выполнения таких условий, как достижение определённого объёма продаж товаров и продукции определённых торговых марок, досрочного характера оплаты товаров, своевременности оплаты и т.п. В соответствии с избранным сторонами договора способом оформления документов предоставление премии влекло за собой уменьшение размера оплаты по каждой конкретной накладной (счету-фактуре)».
Таким образом, «привязка» механизма определения размера бонуса к конкретным товарным позициям по конкретным счетам-фактурам стала причиной уменьшения суммы «входящего» НДС у покупателя…
Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2017 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 об отмене постановления апелляционной инстанции, оставлении в силе решения первой инстанции.
Алексей Куликов, ведущий эксперт КАДИС