По нашему мнению, взыскать неустойку за просрочку уплаты аванса по договору можно лишь в случае, если она предусмотрена договором.
Обоснование:
В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
С учетом предоставленной информации, на наш взгляд, заключенный между сторонами договор на техническое обслуживание оборудования по своей правовой природе, вероятнее всего, является смешанным, и содержит элементы договора возмездного оказания услуг и договора подряда. Такое толкование договора в подобных ситуациях встречается и в судебной практике, смотрите, например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2016 N Ф07-7849/2016 по делу N А56-56589/2015, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 N 13АП-29028/2017 по делу N А56-52347/2017. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае спора окончательное решение о правовой природе заключенного в данном случае договора может дать только суд с учетом его содержания по правилам ст. 431 ГК РФ.
Смешанным является договор, который содержит элементы разных договоров, предусмотренных законами или иными правовыми актами. По общему правилу к отношениям сторон по такому договору в соответствующих частях применяются правила о договорах, элементы которых он содержит (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Понятие смешанного договора раскрывается в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому:
«...Смешанный договор, содержащий элементы разных договоров, устанавливает единую совокупность обязательств. Заключенный сторонами договор представляет собой смешанный договор, так как в нем стороны соединили условия разных гражданско-правовых договоров и связали осуществление своих прав и обязанностей, предусмотренных одним из этих договоров, с осуществлением прав и обязанностей, предусмотренных другим договором…».
Иными словами, под смешанным договором понимается договор, содержащий элементы разных договоров, права и обязанности которых связаны между собой таким образом, что исполнение одних обязательств, приводит к исполнению других, то есть, по сути, их исполнение взаимообусловлено*(1). При этом к отношениям по смешанному договору в соответствующих частях должны применяться нормы о подряде и возмездном оказании услуг.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
По общему правилу за нарушение договорных обязательств от контрагента можно потребовать:
-уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
-уплаты неустойки (штрафа, пеней).
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ начислить неустойку за просрочку уплаты аванса можно, но только если она установлена законом или прямо предусмотрена в соглашении сторон (Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 310-ЭС17-11570).
Поскольку в описанной ситуации мы исходим из того, что договор является смешанным, то, полагаем, что в вопросе возможности взыскания неустойки за просрочку уплаты аванса необходимо учитывать как положения ГК РФ о подряде (глава 37 ГК РФ), так и возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).
Нормами ГК РФ о подряде (глава 37 ГК РФ), и возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ) не предусмотрено право сторон договора на начисление неустойки за просрочку перечисления аванса.
При этом судебная практика о возможности взыскания неустойки за просрочку уплаты аванса в отношении подряда и возмездного оказания услуг также соответствует приведенной выше позиции Верховного Суда РФ.
Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4291/2019 по делу N А68-8296/2018 суд отметил, что наличие в договоре подряда условия о взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств (без уточнения каких именно) позволяет взыскать неустойку за нарушение срока уплаты аванса.
В свою очередь, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.10.2018 N 305-ЭС18-10447 по делу N А40-100282/2017 указано, что исполнитель вправе взыскать неустойку за просрочку внесения предоплаты, если соответствующее условие предусмотрено договором возмездного оказания услуг.
Таким образом, по нашему мнению, взыскать неустойку на просрочку оплаты аванса можно только в том случае, если в договоре предусмотрено условие о взыскании неустойки за нарушение срока уплаты аванса. Если в рассматриваемом случае подобное условие не предусмотрено, то, несмотря на то, что по факту имеет место нарушение обязательства, взыскать неустойку не получится.
Обращаем Ваше внимание, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.
Услуга оказывается в соответствии с Регламентом Линии консультаций КАДИС.